В канун Димитриевской родительской субботы епископ Фотий совершил парастас в Иоанновском соборе Великого Устюга

27 октября, накануне Димитриевской родительской субботы, епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий совершил совершил заупокойное богослужение — парастас — в Иоанновском соборе Великого Устюга.

Его Преосвященству сослужил священник Прокопьевского кафедрального собора иерей Вячеслав Бураков.

Песнопения исполнил хор под руководством регента Людмилы Фоминой.

Напомним, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан.

Традиционно Димитриевская Родительская суббота приходится на субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября по новому стилю, в 2023 году Родительская суббота сместилась на неделю раньше — на 28 октября. Это связано с совпадением дня поминовения усопших и дня Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября.

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» — вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются Непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17-й кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся заупокойные литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Прокрутить вверх