О смирении и тщеславии в преддверии Великого поста

Вечером 25 февраля в кафедральном Прокопьевском соборе епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий совершил Вечерню с чтением акафиста Праведному Прокопию Устюжскому.
Владыке сослужили иерей Вячеслав Бураков, иерей Андрей Игнатьев и иеромонах Леонид (Конев), также произнесший проповедь.

«Во имя отца и сына и святаго духа, дорогие братья и сестры!
Мы все чувствуем приближение Великого поста. И Святая церковь уже заботится о нас, заранее готовит к этому великому молитвенному и духовному подвигу. Чему нас, прежде всего будет учить Великий пост? Прежде всего, богообщению, богослужения будут в великий пост длиннее, будем учиться богообщению в общей молитве. Для этого сегодня наша церковь хочет положить начало духовному, молитвенному подвигу. Заложить духовный фундамент и все наши святые отцы, поучают нас, что фундамент это, конечно, смирение, на котором основаны все добродетели, без смирения и без фундамента, разрушается всё.
Святые отцы усердно и ревностно боролись с тщеславием.
Тщеславие это губительный яд, который отравляет все добродетели. Преподобный Нил научает нас: тот, кто уязвился тщеславием он чужд миру самим собой, и совсем обречён.
Тщеславие — это страшный грех. Почему? Потому что тот, кто поражён тщеславием, не может духовно развиваться, стоит на месте, потому что он собой доволен.
И если он достиг чего – то, останавливается на этом и доволен собой. Святитель Василий Великий говорил, что тщеславный человек, вместо того, чтобы славить и чтить Бога, он славит себя, и себя делает идолом, он уподобляется, идолопоклоннику, в тщеславии топчется на одном месте, и нет никакого развития. Он доволен самим собой. Если ему сделали замечание, естественно, он будет возмущен, как это мне посмели сделать замечание.
Мол, я всё знаю, он самый умный, начитанный и способный. Тщеславие, как говорит святитель Иоанн Златоуст, душа жаждущая земного. Тщеславный, не может наследовать Царства Небесного. Иоанн Златоуст научает нас, что раб славы не может быть рабом Божиим.
Мы приходим в церковь молиться, приходят в храм разные люди, как и в природе солнце светит всем и согревает всех и каждого доброго и злого, верующих и неверующих.
Здесь сияет солнце правды, торжествует Иисус Христос, согревая всех без исключения.
В слове на Святую Пасху святитель Иоанн Златоуст расскажет нам всем, приходите и постящиеся и непостящиеся. Здесь каждый может получить благодать Божию, но в загробной жизни уже нет. Там уже только воздаяние, и только достойный, может получить благодать. Некоторые даже удивляются, как это я стою в храме и чувствую в нем благодать.
У меня сокрушение сердца, покаянные чувства, слезы.
Всем здесь Господь подаёт благодать, но с разными чувствами люди уходят отсюда, кто-то осужденный Богом, а кто-то оправданный. Поэтому смирение только оно может оправдать нас перед Богом, смирение, которое нам показывает нашу духовную нищету, наши грехи. Смиренный, все приписывает Богу. Поэтому достичь смирения можно молитвами, верой, духовными подвигами. Но прежде всего надо помнить, что смирение это именно, то, что моего ничего нет, ничего во мне доброго нет.
Если и есть что-то доброе, то только от Бога моего собственного нету ничего, сам я без Бога ничего не могу.
Преподобный Паисий Святогорец приводит такой пример и говорит, что ко мне пришел знакомый человек и стал мне рассказывать о себе, приговаривая при этом во Славу Божию, рассказывает о своих достижениях и опять напоминает, во Славу Божию. Преподобный Паисий ему отвечает: «А может быть, ты это мне рассказываешь не во Славу Божию, а в свою славу?
Ведь вместо того, чтобы получить совет ты рассказываешь о себе».
Тщеславие губит всё, что мы могли приобрести многими молитвами и терпением. И святые отцы, говорят, что жалок тщеславный, и если даже он совершает добродетели милосердием, молитвами, постится, изнуряет своё тело. Но при этом он тщеславный, хвалится собой, любуется своими подвигами. Он всё может потерять».
Возлюбим смирение, как Божию добродетель. Ведь сам Господь наш Иисус Христос кроток и смирен. Но смирение это не то, чтобы забиться в угол и там сидеть. Смирение это также и духовное величие. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что веролюбцы христианское смирение называют гордостью, потому что уклоняются от общества, где нет места Богу.
Возлюбим смирение и будем всю жизнь украшать себя смирением. Ибо оно даст нам динамику духовного развития.
Смиренный никогда собой не будет доволен. Пусть он много чего и достигнет, но ему всегда будет казаться, что он ни в чём не велик. И поэтому будет всегда развиваться. Смирение это свет, потому что душа просвещается, и умом озаряется. И человек начинает видеть свои грехи, а Господь ожидает от нас покаяния. И Великий пост будет в сути своей покаянием, чтобы христианин каждый, осознав свои грехи, перестал бы их повторять, им служить. И тот, кто видит свои грехи, он не только старается Бога не оскорбить, но и старается ближнего своего не обидеть. А если и обидел вольно, или невольно, то тут же просит прощения, конкретно говоря, за что он просит прощения.
Святые отцы, всегда являли собой пример кротости и смирения, а это залог любви. И самая первая для нас ступень смирения это хотя бы научиться элементарной скромности. Пусть нам Господь поможет научиться кротости и смирению, возненавидеть грех тщеславия, чтобы нам не стать поклонниками самих себя, только искать Славу Божию и вместе с царем Давидом воскликнем: «Не нам, Господи, не нам, но имени твоему! Аминь!»

Прокрутить вверх