Служение Преосвященного Фотия 24 марта

24 марта епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий в кафедральном соборе св. прав. Прокопия Устюжского совершил Божественную Литургию св. Василия Великого и чин Торжества Православия. Владыке сослужили ключарь Кафедрального собора иерей Вячеслав Бураков  и штатный клирик иерей Андрей Игнатьев.

После службы Преосвященный Фотий произнёс проповедь:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Возлюбленные отцы братья и сестры, прошла первая седьмица Великого поста. Первое воскресенье великого поста именуется Неделей Торжества Православия. Это говорит о том, что вера Православная несет радость и свет в души человеческие. Вчера в храме милостью Божией провели общую исповедь, большая часть пришедших исповедовались и причастились святых Христовых тайн.
Дни святой Четырядесятницы — время особого воздержания и молитвы. Святые отцы воздержание называют основанием всех добродетелей. Есть и ещё одно основание — это покаяние. Святой пост истощает тело, но в то же время ослабляет страсти, укрощает вражьи нападки. В дни поста мы преодолеваем зло и научаемся добру. Сегодня Святая Церковь как раз прославляет и показывает то, как человек, благодаря Божией помощи, Божьей Благодати, может многое преодолеть и очень многого достигнуть.
Праздник Торжества Православия связан с иконопочитанием. В истории было семь Вселенских соборов, на которых сформировалась наша Православная Вера. Вера, которую мы с вами исповедуем в святой церкви, догматах, в символе вере, в традиции православия. Последний Вселенский собор был в 787 году, в восьмом веке. На нём было утверждено иконопочитание. А до этого в Византийской империи, тогдашнем центре мирового православия, в течение нескольких веков шла настоящая война между иконоборцами и теми, кто почитал святые иконы.
Мы помним, что на первой иконе, которая была написана  апостолом и евангелистом Лукой была изображена Пресвятая Богородица. Иконография и иконы появились в первом веке в ранней христианской церкви. Христиане, поклоняясь иконе, поклонялись как первообразу, первоисточнику, не самому материалу, а тому, кто изображен на иконе.

Но появились еретики, которые этого не принимали и противились иконопочитанию. После седьмого Вселенского собора правивший тогда император Феофил был иконоборцем, и конфликт продлился ещё на полстолетия. Лишь в 842 году противоборство завершилось и было восстановлено иконопочитание. По этому случаю, по случаю восстановления почитания святых икон в первое воскресение Великого поста, было проведено Торжество Православия . При этом находились малолетний император Михаил, благочестивая императрица Феодора и патриарх Константинопольский Мефодий.

И по сей день мы почитаем святые иконы. Вообще в этот праздник речь идёт не о почитании внешнего благолепия Православия, а именно его внутренней божественной силы. Если обратиться к истории, или даже вокруг себя посмотреть, то мы видим и понимаем, как уязвимо было внешнее Православие и сколько Святая Церковь претерпела гонений, сколько было порушено храмов, сколько священнослужителей и верующих только за исповедание веры попадали в тюрьмы и ссылки.
Торжество Православия показывает то, что сила Божия проявилась в немощи человеческой. Только представьте какие великие испытания прошла Святая церковь, но всё же сохранила чистоту веры. Сохранила то замечательное богослужение, на котором мы присутствуем, иконографию, ту церковную архитектуру и культуру, которые мы имеем на сегодняшний день.
Это говорит о силе Божией. Никакие страсти человеческие и восстания против Бога не оказались выше силы Божией, и Вера Православная как была, так и остается неизменной. Мы эту веру имеем внутри себя. Вера наша укрепляется  через церковные традиции, которые даже в годы жестоких гонений люди сохранили.
Мне доводилось читать об архиереях и священнослужителях, которые, находясь в ссылке, могли без книг, просто на камне служить Божественную Литургию, наизусть читая молитвы. Они радовались возможности духовного утешения и причащения святых Христовых таинств.
Православная церковь преодолев, казалось бы, угасание веры, разрушение храмовой архитектуры вновь обретает ту духовную красоту, которую мы сейчас видим. Будем же, дорогие братья и сестры, ценить традиции Православной Церкви, Православной Веры. Почему Торжество Православия было установлено в первое воскресенье Великого Поста? А потому что в нашей жизни большую роль играет именно пост и покаяние.
Сегодня, приобщившись к церковным таинствам, после первой седмицы, может быть, мы чувствуем определенную усталость. Но тем не менее, мы пойдем домой и будем чувствовать духовную радость, потому что мы через церковные традиции приобщаемся Божественной истины, будем укрепляться и утверждаться в этом. Аминь!

Прокрутить вверх